Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

кембриджская школа

Энциклопедический словарь

Ке́мбриджская шко́ла - политэкономии, сложилась в Великобритании в конце XIX в. Основные представители: А. Маршалл, А. С. Пигу, Д. Робертсон (D. Robertson). Положила начало современному микроэкономическому анализу. Исследовала закономерности развития отдельных частных рынков, проблемы ценообразования, экономического равновесия, благосостояния и др.

* * *

КЕМБРИДЖСКАЯ ШКОЛА - КЕ́МБРИДЖСКАЯ ШКО́ЛА (Cambridge School) в экономике, возникла в Великобритании в конце 19 в. Главной особенностью этой школы является постоянный пересмотр устоявшихся традиций в экономической мысли для данного периода времени, поэтому на разных этапах исторического развития школа ассоциировалась с разными направлениями современной экономической мысли.

Завершение неоклассической традиции

В первой четверти 20 века Кембриджская школа была связана с именами таких известных экономистов-неоклассиков, как А. Маршалл (см. МАРШАЛЛ Альфред) и А. Пигу (см. ПИГУ Артур Сесил). Выдающаяся роль этих экономистов состояла в том, что они существенно модифицировали неоклассическое (см. НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ) направление, приблизив его к анализу реальных экономических явлений (теория ценообразования А. Маршалла, теория благосостояния, социальных издержек и внешних эффектов А. Пигу).

«Кейнсианская революция»

После того, как Дж. М. Кейнс (см. КЕЙНС Джон Мейнард) сменил Пигу на кафедре политической экономии в 1923, а затем выпустил в свет свою книгу «Общая теория занятости, процента и денег», именно Кембридж стал первым свидетелем «кейнсианской (см. КЕЙНСИАНСТВО) революции», направленной против неоклассической теории. Заметным событием в истории Кембриджской школы было появление работы Д. Робинсон (см. РОБИНСОН Джоан) «Теория несовершенной конкуренции», которая давала новый подход к анализу рыночных структур и процессов ценообразования, нежели неоклассика. Эта линия дальнейшего развития критики неокласической теории стала в Кембридже преобладающей.

Дальнейшая критика неоклассической теории. Посткейнсианство

В последующий период кембриджскую школу представляли экономисты, выступавшие не только с критикой неоклассической школы, но и претендовавшие на возрождение традиций рикардианского подхода к анализу экономических проблем (П. Сраффа (см. СРАФФА Пьеро), Д. Робинсон, Ф. Кан, Н. Калдор (см. КАЛДОР Николас)). Они стремились углубить «кейнсианскую революцию», полностью разорвать связь кейнсианства с неоклассикой. Эти экономисты выступили с развернутой логической аргументацией, доказывавшей несостоятельность основных положений неоклассической школы, которая, несмотря на «кейнсианскую революцию», продолжала занимать господствующее положение как теория стоимости, как теория образования цен производственных факторов (труда и капитала) и как теория функционального распределения национального дохода между трудом и капиталом.

Заметным этапом критического наступления на неоклассическую школу наряду с работами Д. Робинсон стало появление книги старейшего представителя этой школы П. Сраффы («Производство товаров посредством товаров», 1960). Следуя Рикардианской (см. РИКАРДО Дэвид) традиции, Сраффа выдвинул в ней теорию стоимости, ценообразования, капитала и распределения, альтернативную неоклассической.

Значительный вклад в развитие теории роста и распределения внесли Д. Робинсон и Н. Калдор. Взаимосвязь распределения национального дохода и темпов его роста они рассматривали с учетом динамики заработной платы, характера технического прогресса, монополии и конкуренции.

Среди представителей Кембриджской школы, особенно в 1960-х - 1970-х гг. было немало экономистов, большое внимание уделявших марксистской (см. МАРКСИЗМ) теории. Так, даже Д. Робинсон в свое время пыталась соединить марксистскую теорию с кейнсианством. Неслучайно, что многие из них в работе Сраффы увидели дальнейшее развитие теории трудовой стоимости Маркса и решение проблемы трансформации стоимости в цену производства (которая для всех критиков этой теории была главам доказательством ее логической несостоятельности) (Дж. Итуэлл, И. Стидмен и др.).

Этот этап наступления на неоклассическую школу (получивший название «антимаржиналистской революции», см. Маржинализм (см. МАРЖИНАЛИЗМ)) завершился вместе со смертью Д. Робинсон и П. Сраффы в 1983. Уход из жизни этих, по словам Г. Хэркорта, «возмутителей спокойствия» «знаменует конец целой эры в Кембриджской теории, да и в экономической науке в целом».

Сегодня Кембриджская школа представлена новым поколением посткейнсианства (см. ПОСТКЕЙНСИАНСТВО) (Дж. Итуэлл, Л. Пазинетти, Я. Крегель и др.), представители которого развивают идеи своих знаменитых предшественников.

Большой энциклопедический словарь

КЕМБРИДЖСКАЯ ШКОЛА политэкономии - возникла в кон. 19 в. Основные представители: А. Маршалл, А. С. Пигу, Д. Робертсон. Положила начало современному микроэкономическому анализу. Исследовала закономерности развития отдельных частных рынков, проблемы ценообразования, экономического равновесия, благосостояния и др.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

КЕМБРИДЖСКАЯ ШКОЛА экономической мысли, возникла в Великобритании в конце 19 в. Основные представители: А. Маршалл, А.С. Пигу, Д. Робертсон. Исследовала закономерности развития отдельных товарных рынков, проблемы ценообразования, экономического равновесия, благосостояния и др. Положила начало современному микроэкономическому анализу.

Полезные сервисы